Возникновение зависимости от телефона у детей: причины и последствия
Возникновение зависимости от телефона у детей: причины и последствия в Нижнем Новгороде
В современном мире ребенок с ранних лет знакомится с различными гаджетами, упрощающими и облегчающими решение бытовых задач. Взрослея и становясь подростком, он уже не представляет своей жизни без таких электронных устройств. Это сильно сказывается на его социальной адаптации и умении справляться с трудностями в реальной действительности.
Развитие зависимости от телефона у подростков. Сложности при дальнейшей социализации. Методы борьбы с проблемой.
Детство поколения 80-х и 90-х проходило без мобильных телефонов, планшетов и других устройств. Родители отпускали детей погулять, не имея возможности звонить через каждые полчаса. Знания ребенок брал из книг, получал в результате «живого» общения со сверстниками и старшим поколением.
С развитием современных информационных технологий ситуация изменилась, здесь есть свои плюсы и минусы. К положительным факторам относятся:
возможность быстро найти любую информацию;
скорость и эффективность коммуникации возросла кратно.
Недостатки:
современный человек слишком зависим от мобильных гаджетов и других подобных устройств: равно беспомощность при их отсутствии;
реальное общение сводится теперь в минимум – люди теряют навыки «живой» коммуникации друг с другом.
Отрицательные последствия стремительной информатизации общества перевешивают положительные, если утрачиваются навыки взаимодействия между людьми без помощи электронных устройств. К этому может привести зависимость ребенка от планшета или привычка постоянно пользоваться мобильным телефоном, даже без реальной необходимости.
Модные гаджеты, призванные облегчить жизнь, со временем вытесняют из нее все остальное. Происходит это на подсознательном уровне: зачем прикладывать усилия, если можно выбрать «простой» путь? Привычка к такой поведенческой модели с детства перерастает в зависимость к подростковому возрасту и серьезные проблемы в дальнейшей, взрослой жизни. Технические средства должны выполнять роль помощника, но не становиться «господином», без которого обойтись невозможно.
Типичные примеры:
легко познакомиться через интернет, но при личной встрече будет нечего сказать друг другу;
возникновение сложной ситуации на работе, при этом, ответа «как поступить» сеть не дает или доступ к ней отсутствует. Самостоятельно искать решение человек не приучен и терпит неудачу;
учеба в институте: привычка «покупать» курсовые, рефераты или слепо копировать информацию из интернета, приведет к отсутствию реальных, практических знаний.
Каждая из описанных ситуаций, может быть последствием зависимости детей от телефонов и замещения реальной жизни виртуальным суррогатом.
Как избавить ребенка от зависимости гаджетов
Чтобы начать решать проблему, необходимо выявить ее и оценить степень «запущенности». Основные признаки зависимости ребенка от телефона:
проводит в социальных сетях значительную или большую часть свободного времени;
на любой вопрос ищет ответ в своем мобильном устройстве;
активные игры, спорт и общение со сверстниками «вживую» замещены виртуальным миром;
берет с собой телефон везде (даже в душ или уборную);
отсутствие заряженного гаджета под рукой вызывает растерянность и страх.
Пример, ярко выраженных симптомов зависимости от телефона у подростка.
Станислав тратит все свое свободное время за игрой «в танки», подготовку к экзаменам в школе (речь об ученике старших классов) тоже не представляет себе без привычного гаджета. Выходные подросток обычно проводит вместе с родителями на загородной даче, где есть интернет. В один из таких дней, доступ к сети внезапно пропал – технические неполадки из-за плохой погоды (не работает Wai Fie и нет доступа к мобильному интернету).
Результат: Станислав не может выполнить ни одного задания к началу следующей учебной недели, ни с кем не общается, впал в депрессию, требует у родителей вернуться в город. Попытки отца занять сына (ему 14) активными играми на свежем воздухе (футбол и т.п.) вызывают только отторжение.
Перед нами следствие радикальной зависимости детей от гаджетов в современном обществе.
Как избавить ребенка от зависимости: «телефонной», планшета и т.п
Зависимость от гаджетов у детей и подростков может иметь далеко идущие последствия. Ее предотвращение должно начинаться с профилактики еще в раннем возрасте.
Здесь можно применять следующие методы:
два дня в неделю делать временем «без интернета», замещать совместным чтением книг, настольными играми и т. п.;
приучать ребенка к занятию спортом.
Профилактика зависимости от гаджетов у детей имеет смысл на ранних стадиях развития «болезни», если проблема «запущена», потребуются более сложные методы. Школа лидера ИнПро предлагает здесь:
психологические тренинги (для старшего возраста): правильные поведенческие стереотипы, обучение расстановке приоритетов. Ключевое: гаджет – «помощник» только тогда, когда в этом существует реальная необходимость. В остальных случаях, искать решение следует самостоятельно;
методы развитие «мягких» навыков межличностного общения (помощь в социализации для реальной жизни).
Здесь важно провести четкую грань в сознании подростка между реальной жизнью и виртуальным миром. Второе не может быть заменой первому, только дополнением. Гаджет – не способ уйти от реальности, а просто функциональный инструмент.